В последнее время в научной литературе значительное внимание уделяется проблемам и перспективам развития непрерывного образования, различным методологическим подходам к оценке его эффективности и результативности. [1, 2, 3, 4]. Объясняется это тем, что поступательное развитие современного высокоиндустриального общества базируется на инновационных технологиях, распространяемых на все области экономической деятельности. Освоение и эффективное внедрение этих технологий требует от субъектов хозяйственной деятельности постоянной работы над повышением знаний, умений и навыков [5, 6,7]. Анализ структуры современного производства показал, что от 60 % [8] до 80 % [9] затрат во временном и стоимостном отношении приходится на работу с информацией научно-производственного характера, ее адаптацией к конкретным условиям хозяйствования и дальнейшим эффективным внедрением. При этом многие авторы [10, 11] считают, что для переходного периода к высокоиндустриальному обществу важным являются не столько знания как таковые, а и информационные технологии, с помощью которых эти знания в форме готового продукта поступают во все сферы общественного производства, а также готовность и способность работников к эффективному использованию этих знаний и информации в своей профессиональной деятельности.
Наряду с нарастающими темпами прироста знаний и информации, отмечается четкая тенденция ускорения их морального старения. В большей степени это относится к наиболее востребованным производством, умениям и навыкам прикладного характера [12]. Так, если в сороковые годы прошлого века полураспад компетентности (промежуток времени, за который половина приобретённых знаний устаревает) наступал через 12 лет, в шестидесятые – уже через 8–10 лет, в семидесятые – через 5, то сегодня, в первой половине XXI века, их устаревание имеет место уже через 2–3 года [13, 14, 15]. Указанная тенденция может обуславливать не только снижение эффективности производства, но и удовлетворённости специалиста работой, ее результатами. Только высококвалифицированный и высокомотивированный персонал, знания и опыт которого постоянно обновляются и совершенствуются, может выступать решающим фактором эффективного развития предприятия, повышения его конкурентоспособности, ускоренного инновационного развития агропромышленного производства области и страны в целом. В связи с этим правомерным и актуальным становится вопрос об определении приоритетных направлений организации дополнительного образования и повышения квалификации специалистов, его актуализации и востребованности производством и, как следствие – определение стратегических направлений развития и совершенствования методологии переподготовки и повышения квалификации кадров агробизнеса в конкретных условиях региона (Белгородская область).
Цель исследований. Для этого рассмотрим основные особенности и приоритетные направления развития агропромышленного кластера Белгородской области, изложенные в Программе социально-экономического развития региона на период до 2025 года [16]. В регионе, как правило, основной составной частью кластеров, их своеобразным «ядром», являются крупные хозяйства (холдинги), или несколько сходных по направлениям деятельности предприятий, взаимосвязанных по вертикали и горизонтали. При взаимодействии с правительственными структурами области, через них обеспечивается эффективное внедрение инновационных технологий, распространение актуальной информации и знаний, совершенствуется структура и специализация производства. Институциональная составляющая регионального кластера области включает региональные нормативно-правовые акты, кодексы и соглашения, определяющие морально-правовые основы взаимодействие субъектов зон опережающего развития [17, 18]. Подобная синергия производителей и поставщиков, смежных и вспомогательных производств, научно-образовательных организаций и имеющегося трудового потенциала обеспечивает согласованное, сбалансированное и динамичное развитие региона в целом. Следствием этого является повышение эффективности использования ресурсов для обеспечения экономической, экологической, социальной и демографической устойчивости. Это значительно превосходит эффективность использования отдельно составляющих кластер субъектов.
Таким образом, главной стратегической целью развития агропромышленного комплекса, как ведущей системообразующей сферы экономики, формирующей продовольственную и экономическую безопасность страны, является:
- переход на биологическое земледелие, гарантирующее сохранение и воспроизводство земельных и других природных ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве;
- внедрение элементов прецизионного (точного) земледелия с использованием систем спутниковой навигации при внесении удобрений, севе, обработке посевов химическими и биологическими препаратами.
Материалы и методы. Решение современного этапа поставленной задачи предусматривается выполнением комплекса мероприятий, включенных в дорожную карту биологизации земледелия, утвержденную руководством области, и предусматривающих широкое внедрение комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники. Приоритетными направлениями животноводства определены отрасли птицеводства, свиноводства и молочного животноводства. Их развитие базируется на дальнейшей модернизации материально-технической базы, и сохранении высокого уровня технологизации производства, наращивании инвестиций в отрасли и поддержании темпов ее устойчивого развития, повышении качества продукции и развитии производства собственного племенного яйца, улучшении кормовой базы отраслей и осуществлении комплекса ветеринарных мероприятий по предупреждению и лечению массовых заболеваний, создание предприятий по забою и глубокой переработке продукции животноводства.
Традиционно в области особое внимание уделяется экологической безопасности и охране окружающей среды. Поэтому одной из главных стратегических целей развития зоны опережающего развития "Агропромышленный комплекс" является также максимальная ресурсоэффективность, природосбережение, локализация полного производственного цикла, внедрение новейших технологий по утилизации навоза и помета. Достижение поставленных целей предусматривается решением комплекса задач, направленных на совершенствование экономических условий инвестирования в сельскохозяйственное производство и развитие государственно-частного партнерства и на этой основе осуществление модернизации и инновационного развития отраслей сельского хозяйства области (земледелия и животноводства). При этом следует отметить, что одним из наиболее важных условий успешного перехода к новой модели пространственного развития экономики Белгородской области является трансформация интеллектуально-творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и развития.
Руководителям и специалистам агропромышленных предприятий области в своей производственной деятельности приходиться совмещать всё больше различных трудовых функций и компетенций, принимать решения, которые требуют разносторонних знаний, умений и навыков. Недостаток последних приводит к неэффективной работе и выполнению поставленных задач, способствует повышению у работника стрессов и энергетических затрат, связанных с работой, снижению мотивации труда в целом. В то же время на региональном рынке труда Белгородской области имеет место дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, несмотря на рост вакансий за последние несколько лет. Основные причины — нарастающий дефицит квалифицированных кадров, серьезные деформации профессиональной структуры и низкое качество рабочей силы. Поэтому структурная диверсификация экономики региона на основе инновационного технологического перевооружения, выделение приоритетных секторов и сегментов специализации, развития новых инновационно-ориентированных производств должна базироваться на обеспечении методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерной политики. При этом профессиональная направленность подготовки, уровень квалификации специалистов, их первичная подготовка для конкретных инновационных программ – являются наиболее эффективным инструментом реализации макроэкономических и макросоциальных ориентиров стратегического развития региона. Только таким образом возможно обеспечение наиболее полного соответствия структуры специалистов структуре рабочих мест с учётом всего спектра требований, предъявляемых к качеству рабочей силы [19, 20].
Результаты. Эффективное обучение персонала организации помимо обеспечения эффективного внедрения инноваций и повышения прибыльности производства, имеет ряд важных последствий, такие как сплочение и улучшение социально-психологического климата в коллективе, более полное использование творческого потенциала работников, формирование их организационной культуры и поведения, которые способствуют успешному достижению организационных целей, заинтересованности сотрудников в результатах труда. Именно на решение комплекса этих задач ориентирована работа института переподготовки и повышения квалификации кадров агробизнеса Белгородского ГАУ Сегодня институт является ведущим государственным образовательным учреждением по профессиональной переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов АПК Белгородской области. Будучи структурным звеном консорциума образовательной системы области, он обеспечивает реализацию кадровой политики, проводимой административными органами, способствует формированию высококвалифицированного кадрового потенциала специалистов сельского хозяйства различных категорий: от руководителей производства всех уровней до специалистов массовых профессий различного направления деятельности. Образовательная деятельность Института ведется по двум основным направлениям: профессиональная переподготовка, которая направлена на получение компетенции необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности и приобретения новой квалификации. И второе – повышение квалификации, которое предусматривает совершенствование и получение новой компетенции необходимой для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня в рамках уже имеющейся квалификации.
Разработанная институтом инновационно-маркетинговая концепция и модель переподготовки и повышения квалификации кадров агробизнеса в контексте кластерного развития агропромышленного комплекса области позволяет на высоком учебно-методическом уровне проводить обучение 28 должностных категорий работников, в том числе резерва руководящих кадров, антикризисных управляющих, зооветеринарных специалистов, руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий различных форм хозяйствования, инженерного профиля, специалистов различных направлений агрономической службы (главные агрономы, агрономы-апробаторы, агрономы по защите растений, агрономы – агрохимики, овощеводы), а также КФХ, ЛПХ, индивидуальных предпринимателей и другие. Так, за период с 2017 года обучение на базе Института прошли около восьми тысяч слушателей, в том числе профессиональной переподготовкой было охвачено более 300 человек. Программы переподготовки и повышения квалификации специалистов тесно отображают стратегические направления кластерного развития Белгородской области, согласовываются с Департаментом агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области. Так, в учебный процесс были внедрены такие качественно новые инновационные программы обучения, такие как "Реализация второго этапа биологизации земледелия: инновационные почво- и ресурсосбрегающие технологии, цифровая трансформация растениеводства, АРМ агронома, снижение химической и механической нагрузки на почву, внедрение элементов органического земледелия и др.», «Совершенствование инженернотехнического обеспечения государственных программ развития сельского хозяйства Белгородской области», «Органическое сельское хозяйство – новая реальность в агропромышленном производстве», "Организация эффективного перерабатывающего предприятия в контексте устойчивого развития малых форм хозяйствования (старт ап, нормативно-правовая база, современные технологии)», «Технологические и регуляторные предпосылки развития технологий точного земледелия в Белгородской области», «Использование интернет-ресурсов, включая социальные сети, в целях рекламы и реализации продукции, производимой КФХ, ЛПХ, индивидуальными предпринимателями Белгородской области», и другие. В процессе обучения активно используются выездные обучения и мастер-классы непосредственно в передовых агропромышленных предприятиях области и за ее пределами. При этом обучение не ограничивается передачей работникам тех или иных знаний и развитием у них необходимых навыков, а способствует развитию у слушателей понимания перспектив усовершенствования организации и основных направлений деятельности, повышения уровня трудовой мотивации специалистов.
Обобщая изложенное, следует отметить, что ускорение научно-технического прогресса, характерное для современного высокоиндустриального общества, инициирует непрерывный процесс расширенного воспроизводства знаний, воплощаемых в человеческом капитале. Основной императивой поддержания образовательного процесса на качественно высоком уровне является повышение роли и значения системы переподготовки и повышения квалификации кадров агробизнеса. Повышение квалификации, как основной способ обеспечения соответствия работников современному уровню развития науки и техники, должно быть ориентировано на получение и применение новых знаний, трансфер современных инноваций в производство и экономику, совершенствование существующей методологии переподготовки и повышения квалификации кадров агробизнеса в контексте кластерного развития АПК региона. Только высококвалифицированный и высокомотивированный персонал, знания и опыт которого постоянно обновляются и совершенствуются является решающим фактором развития предприятия, повышения его конкурентоспособности, инновационного развития агропромышленного производства области и страны в целом. было выше.
Заключение. Стратегические направления совершенствования методологии переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов агробизнеса необходимо реализовывать в контексте кластерного развития АПК региона, что существенно повысит эффективность и результативность обучения, позволит улучшить качество дополнительного профессионального образования, его востребованность производством, выявляет все имеющиеся возможности подразделений дополнительного профессионального образования и приводит к росту конкурентоспособности на образовательном рынке.
Сведения об авторах.
Дутов Александр Иванович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, начальник отдела ДПО института переподготовки и повышения квалификации кадров агробизнеса ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ, ул. Вавилова, д.16, п. Майский, Белгородский район, Белгородская область, Россия, 308503, тел. +7 4722 39-22- 34, e-mail: ipkabsaa@mail.ru; Косов Александр Владимирович, кандидат биологических наук, И.о. директора института переподготовки и повышения квалификации кадров агробизнеса ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ, ул. Вавилова, д.16, п. Майский, Белгородский район, Белгородская область, Россия, 308503, тел. +7 4722 39-21-30 e-mail: ipkabsaa@mail.ru; Пузанова Лариса Анатольевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены и эпидемиологии НИУ БелГУ, ул. Победы 85, г. Белгород, Россия, 308015, тел. +7 4722 301300 e-mail: Puzanova_L@BSU.edu.ru.
Опубликовано: Инновации в АПК: проблемы и перспективы 2021г. №2(30)